Кодификатор универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Освоение этих действий обучающимися предстоит оценивать, поэтому именно для них составляется кодификатор УУД
1. Регулятивные действия |
||
|
1.1. целеполагание (как постановка учебной задачи при соотнесении уже известного и усвоенного с неизвестным) |
|
|
1.2. планирование |
|
|
|
1.2.1. определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
|
|
1.2.2. составление плана и последовательности действий |
|
1.3. прогнозирование (как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) |
|
|
1.4. контроль |
|
|
|
1.4.1. сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона |
|
|
1.4.2. сличение результата действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона |
|
1.5. коррекция |
|
|
|
1.5.1. внесение необходимых дополнений и корректив в план |
|
|
1.5.2. внесение дополнений в способ действия |
|
1.6. оценка |
|
|
|
1.6.1. выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
|
|
1.6.2. осознание качества усвоения |
|
|
1.6.3. определение уровня усвоения |
|
1.7. саморегуляция (как способность к волевому усилию и преодолению препятствий) |
|
2. Познавательные действия |
||
|
2.1. Общеучебные универсальные действия |
|
|
|
2.1.1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
|
|
2.1.2. поиск и выделение необходимой информации |
|
|
2.1.3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
|
|
2.1.4. Знаково-символические действия – моделирование – как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) |
|
|
2.1.5. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
|
|
2.1.6. структурирование знаний |
|
|
2.1.7. осознанное и произвольное построение речевого высказывания (в устной письменной форме) |
|
|
2.1.8. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
|
|
2.1.9. рефлексия способов и условий действия |
|
|
2.1.10. контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
|
|
2.1.11. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели |
|
|
2.1.12. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров |
|
|
2.1.13. определение основной и второстепенной информации |
|
|
2.1.14. свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля |
|
|
2.1.15. свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля |
|
|
2.1.16. свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля |
|
|
2.1.17. свободная ориентация и восприятие текстов официально-делового стиля |
|
|
2.1.18. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации |
|
2.3. Логические универсальные действия |
|
|
|
2.3.1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
|
|
2.3.2. синтез как составление целого из частей |
|
|
2.3.3. самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов |
|
|
2.3.4. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов |
|
|
2.3.5. подведение под понятие |
|
|
2.3.6. выведение следствий |
|
|
2.3.7. установление причинно-следственных связей |
|
|
2.3.8. построение логической цепи рассуждений |
|
|
2.3.9. доказательство |
|
|
2.3.10. выдвижение гипотез и их обоснование |
|
2.4. Постановка и решение проблемы |
|
|
|
2.4.1. формулирование проблемы |
|
|
2.4.2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера |
|
|
2.4.3. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
3. Коммуникативные действия |
||
|
3.1. планирование учебного сотрудничества с учителем |
|
|
|
3.1.1. определение цели сотрудничества с учителем |
|
|
3.1.2. распределение функций в системе «ученик-учитель» |
|
|
3.1.3. выработка способов взаимодействия в системе «ученик-учитель» |
|
3.2. планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
|
|
|
3.2.1. определение цели сотрудничества со сверстниками |
|
|
3.2.2. распределение функций участников среди сверстников |
|
|
3.2.3. выработка способов взаимодействия со сверстниками |
|
3.3. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
|
|
3.4. разрешение конфликтов |
|
|
|
3.4.1. выявление и идентификация проблемы |
|
|
3.4.2. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта |
|
|
3.4.3. принятие решения по способу разрешения конфликта |
|
|
3.4.4. реализация способа разрешения конфликта на практике |
|
3.5. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий |
|
|
3.6. умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
|
3.7. владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка |
|
|
3.8. владение диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка |