Педагогическое мастерство учителя
В качестве лидеров в образовании выступают преподаватели, роль которых в конкретных профессиональных ситуациях обусловлена не их формальным статусом, а личностным влиянием. Лидерство возможно только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства преподавателей.
Одной из важных лидерских черт педагогов является творческая активность в профессиональной деятельности. Форма реализации творчества может быть различной: новое в мышлении, поведении, способах, результатах деятельности. Показателями творческой активности преподавателей могут быть:
- разработка новых программ по основному предмету;
- разработка новых программ спецсеминаров, спецкурсов;
- участие в научно-исследовательской деятельности;
- подготовка публикаций и т.п.
Для того, чтобы влияние на людей приобрело характер лидерства, необходимо обладать определенным потенциалом, набором качеств, в который входят:
- организаторские способности;
- ответственность за свои действия;
- инициативность и энергичность;
- увлеченность работой;
- способность добиться значительных успехов в той сфере деятельности, которая служит для них объектом самовыражения;
- готовность к инновациям и новому жизненному опыту;
- ориентация на постоянный рост профессионализма, на профессиональную самореализацию.
Компетентность учителя характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством социальных установок и психолого-педагогической подготовки, а также педагогическим мастерством.
В понятие "педагогическое мастерство" мы вкладываем:
- умение привлечь внимание обучающихся и заинтересовать их изучаемым материалом:
- умение строить свои взаимоотношения с школьниками на гуманной, демократической основе;
- наличие фундаментальных знаний по предмету, свобода владения ими;
- обладание научной эрудицией, общеобразовательным кругозором; владение профессиональным языком;
- умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации.
Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А. С. Макаренко).
Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы.
Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей.
Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления
Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний, тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских, обыденных представлений о педагогической деятельности.
Во многих случаях без знания нормативных положений трудно решить совсем несложную педагогическую задачу. Но нельзя требовать, чтобы каждый шаг педагогической деятельности был творческим, неповторимым и всегда новым. Однако столь велик может быть и вред педагогических нормативов. Рецептурность, шаблон, ориентация на методические установки свыше, приятие чужого положительного опыта - вот далеко не полный перечень недостатков.
Педагогическое мастерство, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства.
Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения.
Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельные части:
мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
мастерство убеждения;
мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
мастерство владения педагогической техникой.
В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга
Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.
А. С. Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15 - 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно". Из этого признания А. С. Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.
Необходимая в деятельности учителя культура речи - это правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. "Не может быть хорошим воспитатель, - писал А. С. Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет"
А. С. Макаренко подчеркивал необходимость владения словом: "Я убежден, - писал он, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться"
Кроме названных, к умениям и навыкам педагогической техники относят управление своим психическим состоянием; вызов "по заказу" чувств удивления, радости, гнева и т.п.; владение техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); удержание нити разговора, управление инициативой в процессе общения; пользование мимическими и пантомимическими средствами для выражения позитивных и негативных требований.
Но педагогическое мастерство невозможно без некоторых аспектов
Во-первых, учитель или воспитатель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к ученикам - в частности, иначе в его работе возникнут большие трудности. В свою очередь, позитивное отношение перерастает в интерес к профессии, вызывает ответственность за результаты труда и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества.
Во-вторых, чтобы стать высококвалифицированным педагогом, человек должен овладеть профессионально необходимыми знаниями.
Современный учитель должен свободно мыслить, обладать широким кругозором. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования также являются необходимыми для современного педагога, поэтому ему необходимо также овладеть навыками исследовательской работы. В процессе исследования педагог собирает фактический материал, анализирует его и делает выводы - это помогает ему сравнить свой опыт с опытом других педагогов, а также проверить на практике те или иные научные теории.
В-третьих, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие:
а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;
б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;
в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить школьников самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;
г) наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;
д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;
е) гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников;
ж) способность управлять вниманием учащихся - умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло.
Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета.
По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен находить различные варианты решения проблем - а это, как известно, требует творческого подхода к своей работе.
Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями труда педагога: -- бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога.
Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Учитывая сложность, многогранность и длительность процесса формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить следующие этапы:
I этап: профессиональное. просвещение;
II этап- профотбор и профподготовка;
III этап:- профадатация;
IV этап- профессиональный рост;
I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения.
II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.
III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о верности или неверности своего выбора.
IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный, его успешность зависит от множества факторов.
Первые 3-7 лет педагог считается молодым специалистом, за ним по месту работы закрепляется опытный наставник, под руководством которого он изучает массовый опыт и внедряет его в свою практику.
В следующие 7-15 лет среди учителей выделяются педагоги, использующие передовой и новаторский опыт, а также создающий свой оригинальный опыт.
Период лидерства и мастерства – это время профессиональной зрелости.
Это от 7 -25 лет стажа. Возраст 33-40 лет
В это время наблюдается увеличение учебной нагрузки (средняя продолжительность рабочей недели растёт до 57 часов, а у учителей русского языка до 60 часов; в воскресенье 60% учителей работает)
На начальном этапе этого периода педагоги часто задают себе вопрос: «Неужели это будет моей жизнью впредь?», «То ли я сделал?»
На среднем этапе - для педагога профессия остаётся главным смыслом деятельности. Он руководствуется правилом «Я должен».
10-15 лет педагогической работы – сложный и кризисный момент, т.к. растут коммуникативные нагрузки:
- С учениками учитель разговаривает по 6-10 часов
- Отсутствие «отдачи» от уч-ся
- Неудовлетворённость бытовыми условиями 60%
- Неудовлетворённость классным руководством 40%
- Непонимание в коллективе 50%
Однако в этот момент происходит пополнение «золотого фонда » педагогических кадров и становление механизма мастерства.
Вышеназванные этапы выделены условно, так как процесс становления и развития педагога-мастера индивидуален, его личность неповторима: одни быстро завоёвывают авторитет своей активностью во всех делах, другие - интересными уроками или внеурочными мероприятиями, третьи - внедряя передовые технологии и методы работы.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ
Деятельность учителя состоит из изложения учебного материала, организации познавательной деятельности учащихся на уроке и дома, оценки её результатов и степени усвоения ими государственных образовательных стандартов.
В этой связи, современный учитель, чтобы стать мастером, должен обладать определёнными способностями и навыками.
Во-первых, он должен чётко представлять себе цели урока, типы и этапы урока, наиболее эффективные методы и средства достижения цели. Как известно, именно цель и задачи урока определяют его структуру и содержание.
Во-вторых, ни один уважающий себя учитель не придёт на урок без подготовки, которая включает в себя предварительный труд самого учителя и его учеников, так как успех любого урока определяется их сотрудничеством.
Чтобы сформировать у учащихся потребность в приобретении знаний, учитель должен уметь заинтересовать их темой, поставить перед ними проблемный вопрос, связать его с жизнью.
Современный учитель должен быть ищущим, творческим, действенным тогда его ученики, без сомнения, будут стараться больше знать и уметь.
Учитель должен уметь сотрудничать и с коллегами, и с родителями учеников.
Чтобы успешно работать учитель должен хорошо знать цель и задачи своей деятельности, основные её направления, методы и приёмы, средства и формы организации учебной работы. Отсюда видно, что быть учителем-мастером нелегко, это очень тяжёлый труд.