Создание условий для самореализации обучающихся на уроках биологии

Задача школы и каждого педагога - создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Цель современного российского образования заключается не столько в передаче обучающимся набора готовых знаний, а в таком развитии личности ребенка, которое позволило бы ему самостоятельно добывать знания.. Школьники привыкают только слушать, мало говорят на уроках. Среднее время говорения на уроке ученика 2 минуты в день. Все это приводит к повышению утомляемости и утрате интереса к обучению. Ребенок, приученный к репродуктивной деятельности, не умеет и не хочет принимать самостоятельные решения, он привыкает жить «чужим умом». В связи с этим возникает необходимость применения таких педагогических технологий, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельности в приобретении знаний, способствовали поддержанию интереса к изучаемому материалу на протяжении всего процесса обучения. На это нацелены ФГОС, которые включают в себя не только освоение учащимися базовых ценностей, основных понятий, относящихся к области знаний, но и формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, ее самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

 Биология как учебный предмет дает большие возможности для самореализации и раскрытия личностного потенциала обучающихся при оптимальном подборе образовательных технологий , методов методических приёмов.

Метод  проблемизации.

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:

Факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).

Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов. Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу. Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, с позиций кибернетика, врача, художника, нейробиолога);
- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские)- ставит проблемные задачи: “с недостаточными или избыточными исходными данными; “с неопределенностью в постановке вопроса; “с противоречивыми данными; “с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление "психологической инерции" и др.

Новая программа и учебники по биологии предполагают активную самостоятельную работу ученика, способствующую развитию его интеллектуальных способностей и умения понимать явления природы в их причинно-следственных связях и отношениях. Проблемное обучение в этой ситуации помогает уделять особое внимание и системе биологических понятий, и раскрытию взаимосвязи между биологическими объектами, а главное при этом поддерживать любознательность, интерес к изучаемому материалу и быстрому его освоению, что будет приводить к раскрытию личностного потенциала

Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт творческой деятельности учащихся. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал. · 

Метод   критического мышления,

 

Применение технологии  критического мышления приведет к совершенствованию практических умений и навыков; позволит эффективно организовать самостоятельную работу; повысит уровень интереса к урокам биологии; активизирует познавательную деятельность учащихся; осовременит урок; будет способствовать наиболее глубокому и эффективному изучению учебного предмета.

Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре:

 

Фаза

Функции

Методы и приемы

Вызов(мотивация)

 

Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели.

-составление списка известной информации;

- рассказ предположение по ключевым словам;

- систематизация материала: кластеры, таблицы и т.д.;

- верные и неверные утверждения и др.

Работа на стадии вызова может осуществляться как индивидуально, так в парах и группах.

Осмысление

 

Учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок: читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.

Метод активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «?».

       На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа индивидуально или в парах.

Рефлексия

 

Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуальной цели учения. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи

- заполнение таблиц;

- установление причинно-следственных связей между блоками информации;

- возврат к верным или неверным утверждениям.

     На данной стадии осуществляется творческая переработка, анализ изученной информации.

 

Метод исследовательская деятельность. 

Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований.

 Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.

Методический приём «Хочу спросить»:

Любой на уроке имеет право задать вопрос однокласснику. Это могут быть эвристические вопросы «вопросы толстые и тонкие»:-зачем? Почему? Сравни?Объясни…, метод эвристического исследования (Почему мы так говорим: как рыба в воде, нем, как рыба. Верно ли это с биологической точки зрения?), Вопросы  образного видения (Опишите мухомор, используя только прилагательные) и другие задания.

Этот прием помогает научить думать над прочитанным, понимать текст.

«Тонкие» вопросы

 «Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Было ли?

Как звать?

Объясните, почему..?

В чем различие?

Предположите, что будет, если..?

Согласны ли вы?

Верно ли?

Эвристическая беседа

это тоже интересная, живая форма проведения урока, предполагающая систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и большей частью творческих ответов учащихся, конечной целью которой является решение целой проблемы или ее части. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся.

С позиции мотивации эвристическая беседа стимулирует у ребят активный интерес к изучаемому материалу, стремление принять участие в поиске, В познавательном отношении такая беседа является средством вовлечения учеников в самостоятельный поиск новых знании и способов познавательной деятельности. В методическом отношении эвристическая беседа обучает последовательности шагов при поиске решений, облегчает усвоение отдельных операций творческой деятельности.

Метод уяснения готового знания из печатного источника.

Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. По определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

Технологии сотрудничества

В настоящее время педагогическая практика требует необходимости применения перспективной технологии сотрудничества (стремление к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям).Это работа в группах, парами и.т.д.

Я считаю, что  эти методические технологии в наибольшей мере способствуют самореализации обучающихся..Они являются   –тренажером мыслительной деятельности. Самостоятельное решение проблемы – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. Любая победа или участие в конкурсах, экологических акциях и конференциях, творческих проектах разного уровня способствует развитию творческого потенциала у учащихся.

Обычно на таких уроках, где применяется проблемный подход в процессе обучения, царит творческая атмосфера, снимается психологическая напряженность. Так как любое мнение выслушивается, анализируется и мы всегда стараемся найти в нем даже «крупинку» истины, а иногда ценно само рассуждение, оригинальность высказываемых мыслей, что позволяет каждому учащемуся накапливать практический опыт, самореализовываться  и проживать ситуацию успеха. И если  в начале урока активно работают несколько человек, то постепенно втягивается все большее количество школьников, заражаясь всеобщим настроением деятельности. Принцип психологической комфортности заключается в том, что проблемный урок подразумевает личностный подход к учащимся. Проявить себя, показать свои способности, высказать неординарную мысль может любой ученик, на любом этапе урока, в любой форме. Он всегда будет услышан, понят, оценен. А для учителя главным будет его активная деятельностная позиция, его опыт в овладении знаниями, совершенствование мыслительной деятельности, коммуникативной способности. Так создаётся ситуация успеха, способствующая  реализации личностного потенциала каждого обучающегося.

Стадия «Вызов»(Мотивация)

  1. «Мыслительная разминка».

        Вопросы на размышление; угадайте, что лежит в «таинственной шкатулке»; поясните эпиграф; определите тему урока, исходя из интригующего вступления; отгадайте загадку ит.д.

Примеры: В чем отличие животных и растений? Дыхание и фотосинтез - что общего и в чем различия этих процессов?

О чем речь?

А). Свыклась водоросль с грибом, зацепилась за кору и пришлася ко двору…(лишайник)

Б). В шкатулке находится природный аналог застежки - «молнии», нашедшей применение при изготовлении одежды и обуви…(перо птицы)

  1. «Удивительный факт».

       В начале урока дается удивительный факт, отгадка к которому будет открыта на уроке при работе с новым материалом.

  1. «Заполнение таблицы «З-Х-У».

       В начале урока, исходя из темы, учащиеся заполняют первую колонку и вторую. Третью колонку заполняют на стадии рефлексии.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

  1. «Мозговой штурм».

Пример: Однажды молодой археолог в степи на юге Украины сильно устал и лег спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, хотел было подняться, но почувствовал, что у него на груди что-то лежит. Это была степная гадюка. Осторожно, чтобы не разозлить змею, археолог сбросил ее и она уползла. Почему же змеи ползут к спящим людям?

  1. «Третий лишний».

Из предложенных объектов, найти лишний и объяснить почему?

Стол – подосиновик – туча;

Роза – тополь – лошадь;

Бактерии – книга – солнце;

Ручка – астра – пенал.

Что же получилось? Мы собрали представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.

Стадия «Осмысление»

1.« Инсерт».

    Самостоятельная работа учащихся с текстом, его маркировка.

«+» - знакомая информация;

«- » - новая информация;

«?» - непонятно;

«!» - думал иначе.

         По той информации, которая непонятна ученику, он составляет вопрос для учителя.

  1. «Работа с наглядностью».

В преподавании биологии особое место занимает наглядность: работа с рисунками учебника, схемами, видео и т.д.

Считаю, что большинство людей относятся к визуалам, поэтому большое значение отвожу работе с наглядностью, ставя проблемные вопросы, на которые ученик может найти ответ, проанализировав тот или иной рисунок.

Пример:

А). Докажите, опираясь на рисунки учебника, что кровеносная система пресмыкающихся более совершенна, чем кровеносная система земноводных.

Б). Почему правая почка в теле человека лежит ниже, чем левая? (рисунок учебника, слайд ЕКЦОР)

Стадия «Рефлексия»

  1. «Синквейн».

        Творческая форма рефлексии, способствующая развитию критического мышления. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Пример синквейна:

  1. Биология.
  2. Интересная, значимая.
  3. Открывает, изучает, экспериментирует.
  4. Помогает понять живую природу.
  5. Наука.
  6. «Составление рассказа по заданным словам».

        Например, при изучении темы «Размножение и развитие рыб», учащиеся используя данные слова, составляют логически связанный рассказ.

        Нерест, забота о потомстве, наружное оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой диморфизм, яичники, сперматозоиды, семенники, икринки.

В своей работе активно использую четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной, исследовательской деятельности

       Работа над данной темой показала, что большинство учащихся испытывает интерес к предмету гораздо больший, чем при традиционном преподавании, успешно овладевают программным материалом, чувствуют себя более комфортно. Учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом, работу в парах, группах, взаимопроверку, работу с текстом.

   Применение технологии критического мышления на уроках биологии:

  • Активизирует познавательную деятельность обучающихся, направляет их усилия на целенаправленный поиск решения учебных программ, способствует развитию творческого потенциала личности обучаемого.
  • Способствует развитию творческого потенциала самого учителя. Изменяется стиль работы учителя в плане усиления и демократизации образования.
  • Помогает подготовить современному обществу современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, обладающим чувством ответственности за свою страну.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.  «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» (Б. Шоу).
Системно-деятельностный подход является методологической основой концепции федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Нужно ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое. Это поистине задача из задач .

В арсенале учителя биологии достаточно много различных учебно-методических комплексов, по которым он может работать. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Самостоятельно выполняя работу, ученик совершает действия, поэтому приобретаемые знания ассоциируются с конкретными действиями, а не с абстрактными символами.

Разнообразные формы деятельности на уроках биологии, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт – опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.

Обучающиеся осваивают принципиально новые роли – не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность школьников процессом познания. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.