Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной работы
Актуальность проблемы исследования . Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.
Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Внеклассная работа позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.Вопросам организации исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе по биологии посвящены многие труды по методике преподавания биологии. В них рассмотрены теория и практика школьного биологического эксперимента и наблюдений. Это и проведения наблюдений и экспериментов в условиях живой природы, на работу в школьном биологическом кабинете, на пришкольном учебно-опытном участке и в школьном уголке живой природы, наблюдению за живыми объектами в естественных условиях обитания Подобная работа не требует создания специальных условий и позволяет развивать у учащихся исследовательские наклонности, формировать исследовательские умения, как основной компонент учебной исследовательской деятельности в течении всего периода обучения.
Цель исследования заключается в выявлении условий формирования исследовательских умений у учащихся и разработке методики их развития в полевых условиях в процессе кружковой внеклассной работы.
В основе исследования – гипотеза. Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования :
- Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической, методической науках и практике обучения биологии в историческом аспекте.
- Выявить состояние сформированности исследовательских умений во внеклассной работе по биологии в полевых условиях.
- Установить условия развития исследовательских умений во внеклассной работе по биологии в полевых условиях.
- Разработать и экспериментально проверить методику развития исследовательских умений у учащихся во внеклассной работе по биологии в полевых условиях.
- Разработать методические рекомендации для учителей школ – руководителей биологических кружков по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии и экологии лесных птиц и млекопитающих.
Поставленные задачи решаются с использованием различных методов научно-педагогического исследования , основными из которых являлись следующие:
- изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования; анализ школьных программ, учебников, методических пособий по изучению биологии и экологии птиц и зверей, населяющих различные ландшафты;
- изучение, отбор и дидактическая переработка учебного материала по теме работы биологического кружка, способствующего усилению исследовательского характера материала;
- анализ личного опыта ведения уроков биологии и руководства работой биологическим кружком в средней школе с помощью метода самооценки;
- педагогические наблюдения за работой школ г. Воскресенска, анкетирование и беседы с учителями биологии с целью изучения состояния преподавания в биологических кружках с последующим анализом и обобщением педагогического опыта учителей биологии г. Воскресенска и Воскресенского района Московской области;
- метод письменного тестирования учащихся;
- метод контрольного наблюдения и эксперимента;
- проведение педагогического эксперимента по разработанной методике;
- анализ количественных и качественных результатов констатирующего и обучающего эксперимента с целью выявления эффективности предлагаемой методики в практике работы школы.
На первом этапе проводится теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования, ставится эксперимент по выявлению степени сформированности исследовательских умений в практике работы массовой школы;
Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что определены этапность формирования и развития исследовательских умений и составляющих их компонентов, объём материала и последовательность его изучения при работе в полевых условиях. Установлена взаимосвязь между имеющимся у учащихся объёмом знаний, умений, навыков и формированием исследовательских умений как интегрированных, сложных умений, развиваемых во внеклассной работе по биологии в полевых условиях.
Достоверность результатов исследования может быть обеспечена статистическими методами обработки данных, полученных в результате этих экспериментов; адекватностью методов исследования его целям и задачам.
Учебным исследовательскими умениями нужно считать три:
1) умение работать с научной и научно популярной литературой;
2) умение проведения наблюдения;
3) умение постановки эксперимента.
В зависимости от характера работы учащихся содержательный и операционный компонент формируются, развиваются и отрабатываются на конкретном материале, который может изменяться.
Содержательной основой для формирования исследовательских умений, а также умений и навыков, их составляющих, являются исследовательские знания.
Таким образом, формирование и развитие исследовательских умений напрямую зависит от того, насколько сформированы элементарные умения и навыки, составляющие операционный компонент данного исследовательского умения, а также от того, насколько сформированы у учащихся исследовательские знания, используемые в умении оперировать исследовательскими терминами и понятиями.
Процесс формирования и развития исследовательских умений осуществлялся не только организацией познавательной деятельности учащихся, но и контролем за этим процессом
В настоящее время средняя школа призвана осуществлять подготовку человека к жизни, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение обучения, воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса.
В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях, дает неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.
Большое значение в этом случае имеет использование исследовательской деятельности по биологии и экологии. Здесь, как и во всех учебных предметах, применима технология, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Исследовательская деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.
В практике используются несколько видов исследования.
Во-первых, это, информационные поисковые исследования, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Исследования такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Предпочтение я отдаю исследованиям межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология и медицина. Такая деятельность обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных знаний.
Исследовательская деятельность позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда.
В процессе разработки и реализации исследования нужно создавать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. При этом учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и оформлять, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику.
Таким образом создается ситуация успеха для каждого, кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в исследованиях специалистов экологической службы, лесничества, статистики, медицинских работников, что способствует повышению результативности исследования.
В результате использования исследовательской деятельности у учителя происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.
В школе необходимо учитывать интересы и потребности школьников, преподавателям выделяется дополнительное время для непосредственной работы с учащимися, желающими вести исследовательскую работу. Педагоги и учащиеся в основном старшего звена образуют научное общество «Юные исследователи»,. Разработана вся нормативно-правовая база: положения о НОУ, о научно-исследовательской работе учащихся. В школе ведётся целенаправленная работа исследовательского характера. Все исследования, проведенные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции, которая проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие в районной НПК.
В исследовательской деятельности дети участвуют по желанию. В основном этим занимаются учащиеся 7-9 классов. При осуществлении исследовательской деятельности с учащимися возникают некоторые трудности. На сегодняшний день существует мало методической литературы по организации исследовательской деятельности школьников. Для решения обозначенной выше проблемы в нашей школе организовали школьное научное общество (ШНО), которое помогает вовлекать в учебно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их учебными и научными интересами, обучает учащихся работе с научной литературой, формирует культуру научного исследования, оказывает практическую помощь учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Еще одной не маловажной проблемой исследовательских работ школьников является проблема критериев оценивания таковых работ. Сложилась ситуация в которой различные туры и конкурсы, при которых ученики представляют свои результаты исследований, оцениваются различными критериями. Это разногласие идет от того, что нет разделения на учебно-исследовательскую и научно–исследовательскую деятельности и нет разделения по возрастам (средняя и старшая школы).
Таким образом, я уверена, что развивать исследовательскую деятельность учеников, как на уроках, так и вне их просто необходимо для того, чтобы каждый ученик делал открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки. Исследовательская деятельность имеет высокую социально-педагогическую значимость для развития мотивации поиска, самоопределения личности, гуманизации образования.