Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной работы

Актуальность проблемы исследования . Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.

 Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Внеклассная работа  позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.Вопросам организации исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе по биологии посвящены многие труды по методике преподавания биологии. В них рассмотрены теория и практика школьного биологического эксперимента и наблюдений. Это  и проведения наблюдений и экспериментов в условиях живой природы, на работу в школьном биологическом кабинете, на пришкольном учебно-опытном участке и в школьном уголке живой природы, наблюдению за живыми объектами в естественных условиях обитания  Подобная работа не требует создания специальных условий и позволяет развивать у учащихся исследовательские наклонности, формировать исследовательские умения, как основной компонент учебной исследовательской деятельности в течении всего периода обучения.

Цель исследования  заключается в выявлении условий формирования исследовательских умений у учащихся и разработке методики их развития в полевых условиях в процессе кружковой внеклассной работы.

 В основе исследования – гипотеза. Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования :

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической, методической науках и практике обучения биологии в историческом аспекте.
  2. Выявить состояние сформированности исследовательских умений во внеклассной работе по биологии в полевых условиях.
  3. Установить условия развития исследовательских умений во внеклассной работе по биологии в полевых условиях.
  4. Разработать и экспериментально проверить методику развития исследовательских умений у учащихся во внеклассной работе по биологии в полевых условиях.
  5. Разработать методические рекомендации для учителей школ – руководителей биологических кружков по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии и экологии лесных птиц и млекопитающих.

 

Поставленные задачи решаются с использованием различных методов научно-педагогического исследования , основными из которых являлись следующие:

  • изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования; анализ школьных программ, учебников, методических пособий по изучению биологии и экологии птиц и зверей, населяющих различные ландшафты;
  • изучение, отбор и дидактическая переработка учебного материала по теме работы биологического кружка, способствующего усилению исследовательского характера материала;
  • анализ личного опыта ведения уроков биологии и руководства работой биологическим кружком в средней школе с помощью метода самооценки;

 

  • педагогические наблюдения за работой школ г. Воскресенска, анкетирование и беседы с учителями биологии с целью изучения состояния преподавания в биологических кружках с последующим анализом и обобщением педагогического опыта учителей биологии г. Воскресенска и Воскресенского района Московской области;
  • метод письменного тестирования учащихся;
  • метод контрольного наблюдения и эксперимента;
  • проведение педагогического эксперимента по разработанной методике;
  • анализ количественных и качественных результатов констатирующего и обучающего эксперимента с целью выявления эффективности предлагаемой методики в практике работы школы.

 

На первом этапе проводится  теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования, ставится эксперимент по выявлению степени сформированности исследовательских умений в практике работы массовой школы;

 Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что определены этапность формирования и развития исследовательских умений и составляющих их компонентов, объём материала и последовательность его изучения при работе в полевых условиях. Установлена взаимосвязь между имеющимся у учащихся объёмом знаний, умений, навыков и формированием исследовательских умений как интегрированных, сложных умений, развиваемых во внеклассной работе по биологии в полевых условиях.

Достоверность результатов исследования может быть обеспечена статистическими методами обработки данных, полученных в результате этих экспериментов; адекватностью методов исследования его целям и задачам.

Учебным исследовательскими умениями нужно считать три:

1) умение работать с научной и научно популярной литературой;

2) умение проведения наблюдения;

3) умение постановки эксперимента.

В зависимости от характера работы учащихся содержательный и операционный компонент формируются, развиваются и отрабатываются на конкретном материале, который может изменяться.

Содержательной основой для формирования исследовательских умений, а также умений и навыков, их составляющих, являются исследовательские знания.

 Таким образом, формирование и развитие исследовательских умений напрямую зависит от того, насколько сформированы элементарные умения и навыки, составляющие операционный компонент данного исследовательского умения, а также от того, насколько сформированы у учащихся исследовательские знания, используемые в умении оперировать исследовательскими терминами и понятиями.

Процесс формирования и развития исследовательских умений осуществлялся не только организацией познавательной деятельности учащихся, но и контролем за этим процессом

        В настоящее время средняя школа призвана осуществлять подготовку человека к жизни, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение обучения, воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Как сделать так, чтобы талант учащихся  имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и  внеурочная  работа  с  учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса.

В  моей  деятельности,  как  учителя  биологии,  внеурочная  работа занимает  важное  место.  Содержание  внеурочной  работы  значительно выходит  за  рамки  учебной  программы  и  определяется  интересами учащихся,  что  позволяет   значительно  расширить  и  углубить  знания, применять  их  в  жизненных  ситуациях,  дает неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

 

Большое значение в этом случае имеет использование исследовательской деятельности по биологии и экологии. Здесь, как и во всех учебных предметах, применима технология, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Исследовательская деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.

В практике используются несколько видов исследования.

Во-первых, это, информационные поисковые исследования, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.

Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Исследования такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.

В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.

В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

Предпочтение я отдаю исследованиям межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, экология и медицина. Такая деятельность обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных знаний.

Исследовательская деятельность позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда.

В процессе разработки и реализации исследования нужно создавать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. При этом  учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и оформлять, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику.

Таким образом создается ситуация успеха для каждого, кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в исследованиях специалистов экологической службы, лесничества, статистики, медицинских работников, что способствует повышению результативности исследования.

В результате  использования  исследовательской деятельности у учителя происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.

В школе необходимо  учитывать интересы и потребности школьников, преподавателям выделяется дополнительное время для непосредственной работы с учащимися, желающими вести исследовательскую работу. Педагоги и учащиеся в основном старшего звена образуют научное общество «Юные исследователи»,. Разработана вся нормативно-правовая база: положения о НОУ, о научно-исследовательской работе учащихся. В школе ведётся целенаправленная работа исследовательского характера. Все  исследования,  проведенные  учащимися  в  результате  кропотливой  работы,  заслушиваются  на  школьной  научно-практической  конференции,  которая  проводится  ежегодно.  Победители  школьного  этапа  принимают  участие  в  районной  НПК. 

В    исследовательской  деятельности   дети  участвуют по желанию.  В основном этим занимаются учащиеся 7-9 классов. При осуществлении исследовательской деятельности с учащимися возникают некоторые трудности. На сегодняшний день существует мало методической литературы по организации исследовательской деятельности школьников. Для решения обозначенной выше проблемы в нашей школе организовали школьное научное общество (ШНО), которое помогает вовлекать в учебно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их учебными и научными интересами, обучает учащихся работе с научной литературой, формирует культуру научного исследования, оказывает практическую помощь учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

Еще одной не маловажной проблемой исследовательских работ школьников является проблема критериев оценивания таковых работ. Сложилась ситуация в которой различные туры и конкурсы, при которых ученики представляют свои результаты исследований, оцениваются различными критериями. Это разногласие идет от того, что нет разделения на учебно-исследовательскую и научно–исследовательскую деятельности и нет разделения по возрастам (средняя и старшая школы).

Таким образом, я уверена, что развивать исследовательскую деятельность учеников, как на уроках, так и вне их просто необходимо для того, чтобы каждый ученик делал открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки. Исследовательская деятельность имеет высокую социально-педагогическую значимость для развития мотивации поиска, самоопределения личности, гуманизации образования.