Календарно-тематическое планирование Биология 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении рабочей программы к учебному курсу «Биология» в 7-ом классе для обучающихся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, использована авторская программа Сивоглазова В.В.,по биологии 7 класс для специальных коррекционных классов (8 вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией Воронковой В.В..Москва.ГИЦ Владос 2011г.Допущено Министерством образования РФ. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует учебному плану ОУ.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №1»
На изучение биологии в 7 классе выделяется (0,5 часа в неделю), 17 часов
В преподавание курса используется учебно-методический комплект.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образоват ельных учреждений 8 вида. Автор Королева Н.В., Макаревич Е.В.,.Москва: гуманитарный издательский центр ,ВЛАДОС,2016г.
Характеристика содержания и структура курса
Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0—4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную подготовку.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.
Знакомство с разнообразием растительного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений,грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения,об основных группах растений,о биологических особенностях,выращивании и использовании наиболее распространенных полевых,овощных,плодовых,ягодных,а также декоративных растений.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками,по которым они объединяются в таксономические группы (типы,классы,отряды и др.).Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений,лишь таких признаков их сходства и различия,которые можно наглядно показать по цветным таблицам.Очень кратко сообщаются сведения о строении,разнообразии и значении грибов и бактерий.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
В результате освоения образовательных областей, учебных предметов у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция ученика, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения учебных задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Ученик научится:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
- строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
- осваивать лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, вариацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- Предметные универсальные учебные действия
Учащиеся узнают
• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
• общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
• признаки сходства и различия между растениями;
• особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
• различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;
• устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
• осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;
Предполагается,что результатом изучения биологии по данной программе способствует развитию у учащихся широкого круга компетенций, обеспечивающие им успешную социализацию. К ним относятся коммуникативные,учебно-познавательные,социально-трудовые,общекультурные,информационные компетенции.
Содержание программы учебного курса биологии. 7 класс (8 вид)
Название темы |
Кол-во часов |
Практич. работы, экскурсии |
Лаборат. работы |
|
ВВЕДЕНИЕ |
1 |
|
|
|
Общее знакомство с цветковыми растениями |
2 |
1 |
1 |
|
Цветение и плодоношение растений. |
1 |
|
1 |
|
Семя растения. |
2 |
1 |
2 |
|
Корни и корневые системы |
1 |
|
|
|
Лист |
1 |
|
|
|
Стебель |
1 |
|
|
|
Растение - целостный организм |
1 |
|
|
|
Многообразие бактерий и грибов |
2 |
|
|
|
Растения |
2 |
|
1 |
|
Однодольные и двудольные цветковые растения. |
2 |
|
2 |
|
Практические работы с комнатными растениями |
1 |
1 |
|
|
|
|
|||
итого 17 ч |
2, +1 экскурсия |
7 |
||
РАСТЕНИЯ , ГРИБЫ И БАКТЕРИИ. (17 ч в год,0,5 ч в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее знакомство с цветковыми растениями (2 час).
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения цветущего осенью):цветок,стебель,лист,корень.
Лабораторные работы №1-2
- Органы цветкового растения.
- Строение цветка
Экскурсия «Ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян»
Цветение и плодоношение растений (1 ч)
Понятие о соцветиях (зонтик,колос,корзинка).Опыление цветков.
Образование плодов и семян.Плоды сухие и сочные.Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы №-3
- Разнообразие плодов и семян.
Семя растения (2 час)
Строение семени(на примере фасоли и пшеницы).Размножение семенами.Условия,необходимые для прорастания семян.Определение всхожести семян.Правила заделки семян в почву.
Практическая работа №1
Определение всхожести семян.
Демонстрация опыта
Условия,необходимые для прорастания семян.
Лабораторные работы №3
3.Строение семени фасоли и пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы:форма,окраска,величина.
Корни и корневые системы (1 час).
Разнообразие корней.Корневые системы (стержневая и мочковатая).Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
Лист (1 час).
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опыта
- Испарение воды листьями.
- Дыхание растений.
Стебель (1час).
Строение стебля. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).
Демонстрация опыта
Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение-целостный организм (1 час).
Растение-целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Многообразие бактерий и грибов (2 час) Общее понятие.Значение в природе и жизни человека.Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов.
Растения (2ч)
Понятие о мхе как многолетнем растении.Места произрастания мхов.Торфяной мох и образование торфа.Многолетние травянистые растения.Места произрастания папоротника.Сосна и ель-хвойные деревья.Отличие их от лиственныхдеревьев.Сравнение сосны и ели.Особенности их размножения.Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Однодольные и двудольные растения (3ч)
Особенности строения,троения,(корневая,система,стебель,лист,соцветие).выращивание:посев,уход,уборка.Использование в народном хозяйстве преобладающая культура для данной местности.Основные представители(лук,чеснок,лилия,тюльпан,ландыш).Общая характеристика (цветок,лист,луковица,корневище).Лук,чеснок-многолетние овощные растения.выращивание:посев,уход,уборка.Использование человеком.Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум,лилия,тюльпан). Картофель,томат-помидор ,петунья,дикий паслен,душистый табак. Горох Бобы.Клевер,люпин-кормовые травы. Яблоня,груша,вишня,малина,шиповник,садовая земляника.Особенности размножения яблони,малины,земляники.Созревание плодов и ягод садовых растений,их уборка и использование. Подсолнечник.Ноготки,бархатцы-однолетние цветочные растения.Маргаритка-двулетнее растение.Георгин-многолетнее растение.Особенности внешнего строения этих растений.Агротехника выращивания.Использование человеком.
Лабораторная работа№6-7.
1.Строение луковицы.
2.Строение клубня картофеля.
Практические работы с комнатными растениями (1ч).
Практическая работа №2.
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Итого 17ч
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Оценки ставятся на основе требований для примерной оценки и контроля знаний учеников с учетом их возможностей.
«5» или «отлично»-уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:отсутствие ошибок, как по текущему,так и по предыдущему учебному материалу,не более 1 недочета,логичность и полнота изложения
«4» или «хорошо»-уровень выполнения требований выше удовлетворительного;использование доп.мат-ла,полнота и логичность раскрытия вопроса,самостоятельность суждений,отражение своего отношения к предмету обсуждения.Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу,незначительные нарушения логики изложения материала,использование нерациональных приемов решения учебной задачи,отдельные неточности в изложении мат-ла
«3» или «удовлетворительно»-минимальный уровень выполнения требований,предъявляемый к конкретной работе,не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему мат-лу,не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному уч.мат-лу,нарушения логики изложения мат-ла,неполнота раскрытия вопроса
Материально-технического обеспечения образовательного процесса.
УМК:
Образовательная программа
Рабочая программа разработана по курсу «Биология. Растения, грибы, бактерии» в 7 классе и составлена на основе специальной образовательной программы для коррекционных образовательных классов 8 вида, допущенной Минобразования РФ.
Автор программы - В.В. Воронкова. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2001 г..
Учебник
«Биология. Растения. Грибы. Бактерии.» 7класс: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Авторы учебника: Н.В.Королева, Е.В.Макаревич, М, гуманитарный издательский центр, ВЛАДОС, 20013
Учебно-методическое пособие для учителя
- «Биология. Растения. Грибы. Бактерии.» 7класс: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Авторы учебника: Н.В.Королева, Е.В.Макаревич, М, гуманитарный издательский центр, ВЛАДОС, 2008
- Биология Энциклопедия для детей. - М. : Авангард +, 1994
- Энциклопедия для детей. Биология. /под ред. М. Д. Аксенова.-
М.: Аванта +,2001
Наглядные пособия для учащихся
Таблицы по курсу, коллекции животных по курсу 1.ЦОР- 1С Биология.
Оборудование и приборы: световой микроскоп; микропрепараты: растительная, животная клетка; гербарий растений.
Список литературы
Программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В., 2011 год.
Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс З. А. Клепинина. – М.: просвещение, 2011 год.
Биология в таблицах. 6-11 классы./ А.И. Никишов, Р. А. Петросова, В.С. Рохлов, А. В. Теремов – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: «Илекса»,1998.
Биология в таблицах, схемах, рисунках./ С.С. Акимов, А.Х. Ахмалишева, А.В. Хренов. – М.: « Лист», 1996.
Календарно-тематическое планирование
В преподавание курса используется учебно-методический комплект.
Биология.Растения.Бактерии.Грибы.Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образоват ельных учреждений 8 вида. Автор Королева Н.В., Макаревич Е.В.,.Москва:гуманитарный издательский центр ,ВЛАДОС,2016г.
Дата |
№ |
Тема урока |
Кол. Час. |
Домашнее задание |
Введение (1 часа) |
||||
|
1
|
Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. |
1
|
с.5-10 |
Общее знакомство с цветковыми растениями (2 ч). |
||||
|
2 |
Экскурсия «Ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян» |
1 |
С.12-15 |
|
3 |
Внешнее строение цветкового растения. Лабораторная работа №1« Органы цветкового растения». Лабораторная работа №2«Части цветка». |
1 |
с. 17-20 |
Цветение и плодоношение растений. (1 ч). |
||||
|
3 |
Цветение и плодоношение растений. Лабораторные работы №-3 «Разнообразие плодов и семян». |
1 |
с.23-27 |
Семена растений (2 ч). |
||||
|
4 |
Внешний вид и строение семени двудольных и однодольных растений.Лабораторная работа №4 «Строение семени фасоли и пшеницы». |
1 |
с. 43-45 |
|
5 |
Условия прорастания семян. Практическая работа №1 «Определение всхожести семян.» |
1 |
с.47-52 |
Корни и корневые системы (1 час). |
||||
|
6 |
Виды корней. Корневые системы. Значение корней. |
1 |
с. 60-63 |
|
|
Лист (1 час). |
|
|
|
7 |
Внешнее строение листа. Значение листьев в жизни растения |
1 |
с. 67-70, зап. в тетр. |
|
|
Стебель (1час). |
|
|
|
8 |
Строение и значение стебля. |
1 |
с. 95-99 |
Растение-целостный организм (1 час).
|
||||
|
9 |
Растение целостный организм. |
1 |
с. 107-108 |
Многообразие бактерий и грибов (2 час) |
||||
|
10 |
Бактерии, их строение, размножение и значение. |
|
с.111-113 |
|
11 |
Грибы, их строение, разнообразие, значение. |
|
с.117-120 |
|
|
Растения (2 ч ) |
|
|
|
12 |
Деление растений на группы. Мхи, общая характеристика. Папоротники. |
1 |
с. 124-126, с.130-132
|
|
13 |
Голосеменные и Покрытосеменные.. |
1 |
Записи в тетради. |
|
|
Однодольные и двудольные растения (2ч) |
|
|
|
14
|
Класс. Однодольные. семейство Злаки. Зерновые хлебные злаки. |
2 |
с.145-148 |
|
15 |
Класс Двудольные .Семейство Пасленовые и Лилейные. Лабораторная работа№5 Строение луковицы. Лабораторная работа№6 Строение клубня картофеля.
|
1 |
с. 163-165, |
|
|
Практические работы с комнатными растениями (1 ч) |
|
|
|
17 |
Практическая работа №2. Перевалка и пересадка комнатных растений. |
|
С.195-198 |
|
|
Итого |
17 ч. |
|