• Главная
  • Портфолио
    • Общие сведения
    • Достижения
    • Методическая работа
    • Педагогическая деятельность
    • курсы ИУУ Формирование УУД
  • Методическая копилка
    • Календарно-тематическое планирование
    • Рабочая программа
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Подготовка к ОГЭ
    • Внеурочная работа
    • Презентации
  • Внеклассная работа
    • Синичкин день
    • Материалы к проведению 9 мая
  • Классное руководство
    • Классные часы
    • Родительские собрания
  • Для обучающихся
    • ЕГЭ
    • ОГЭ
    • К уроку
  • Фотогаллерея
  1. Календарно-тематическое планирование

  2. Биология 5 класс
  3. Биология 7 класс
  4. Биология 9 класс
  5. Биология 11 класс
 

Календарно-тематическое планирование Биология 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        При составлении  рабочей программы к учебному курсу «Биология» в 7-ом классе для обучающихся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, использована авторская программа Сивоглазова В.В.,по биологии 7 класс для специальных коррекционных классов (8 вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией Воронковой В.В..Москва.ГИЦ Владос 2011г.Допущено Министерством образования РФ. Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует учебному плану ОУ.

Место предмета в учебном плане МБОУ «Залегощенская средняя общеобразовательная школа №1»

На изучение биологии в 7 классе выделяется (0,5 часа в неделю), 17 часов

           В преподавание курса используется учебно-методический комплект.

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных)  образоват ельных учреждений 8 вида. Автор Королева Н.В., Макаревич Е.В.,.Москва: гуманитарный издательский центр ,ВЛАДОС,2016г.

 

Характеристика содержания и структура  курса

      Данная программа существенно отличается от традиционной, в течение многих лет апробированной. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
      Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0—4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную подготовку.
      Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
      Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания школьников.

      Знакомство с разнообразием растительного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.      
      Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

      Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений,грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения,об основных группах растений,о биологических особенностях,выращивании и использовании наиболее распространенных полевых,овощных,плодовых,ягодных,а также декоративных растений.

Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками,по которым они объединяются в таксономические группы (типы,классы,отряды и др.).Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений,лишь таких признаков их сходства и различия,которые можно наглядно показать по цветным таблицам.Очень кратко сообщаются сведения о строении,разнообразии и значении грибов и бактерий.

Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы

В результате освоения образовательных областей, учебных предметов у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. 

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция ученика, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. 

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения учебных задач. 

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).

 

Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; 
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Ученик научится:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
  • строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные); 
  • осваивать лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, вариацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

 

  • Предметные универсальные учебные действия

Учащиеся узнают
• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;
• общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;
• признаки сходства и различия между растениями;
• особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать изучаемые растения по внешнему виду;
    • различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;
    • устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);
    • осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;

Предполагается,что результатом изучения биологии по данной программе способствует развитию у учащихся широкого круга компетенций, обеспечивающие им успешную социализацию. К ним относятся коммуникативные,учебно-познавательные,социально-трудовые,общекультурные,информационные компетенции.

 

Содержание программы учебного курса биологии. 7 класс (8 вид)

 

Название темы

Кол-во часов

Практич. работы, экскурсии

Лаборат. работы

ВВЕДЕНИЕ

1

 

 

Общее знакомство с цветковыми растениями

2

1

1

Цветение и плодоношение растений.

1

 

1

Семя растения.

2

1

2

Корни и корневые системы

1

 

 

Лист

1

 

 

Стебель

1

 

 

Растение - целостный организм

1

 

 

Многообразие бактерий и грибов

2

 

 

Растения

2

 

1

Однодольные и двудольные цветковые растения.

2

 

2

Практические работы с комнатными растениями

1

1

 

   

 

 

итого                                                                                       17 ч

2, +1 экскурсия

7

         

РАСТЕНИЯ , ГРИБЫ И БАКТЕРИИ.  (17 ч в год,0,5 ч в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями.

Общее знакомство с цветковыми растениями (2 час).

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения цветущего осенью):цветок,стебель,лист,корень.

Лабораторные работы №1-2

  1. Органы цветкового растения.
  2. Строение цветка

Экскурсия «Ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян»

Цветение и плодоношение растений (1 ч)

Понятие о соцветиях (зонтик,колос,корзинка).Опыление цветков.

Образование плодов и семян.Плоды сухие и сочные.Распространение плодов и семян.

Лабораторные работы №-3

  1. Разнообразие плодов и семян.

 

Семя растения (2 час)

Строение семени(на примере фасоли и пшеницы).Размножение семенами.Условия,необходимые для прорастания семян.Определение всхожести семян.Правила заделки семян в почву.

 

Практическая работа  №1

Определение всхожести семян.

 

Демонстрация опыта

Условия,необходимые для прорастания семян.

 

Лабораторные работы №3

3.Строение семени фасоли и пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы:форма,окраска,величина.

 

Корни и корневые системы (1 час).

Разнообразие корней.Корневые системы (стержневая и мочковатая).Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).

 

Лист (1 час).

Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опыта

  1. Испарение воды листьями.
  2. Дыхание растений.

 

Стебель (1час).
   Строение стебля.  Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ).

Демонстрация опыта

Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

 

Растение-целостный организм (1 час).

Растение-целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Многообразие бактерий и грибов (2 час) Общее понятие.Значение в природе и жизни человека.Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.  Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов.

Растения (2ч)

Понятие о мхе как многолетнем растении.Места произрастания мхов.Торфяной мох и образование торфа.Многолетние травянистые растения.Места произрастания папоротника.Сосна и ель-хвойные деревья.Отличие их от лиственныхдеревьев.Сравнение сосны и ели.Особенности их размножения.Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

Однодольные и двудольные растения (3ч)

Особенности строения,троения,(корневая,система,стебель,лист,соцветие).выращивание:посев,уход,уборка.Использование в народном хозяйстве преобладающая культура для данной местности.Основные представители(лук,чеснок,лилия,тюльпан,ландыш).Общая характеристика (цветок,лист,луковица,корневище).Лук,чеснок-многолетние овощные растения.выращивание:посев,уход,уборка.Использование человеком.Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум,лилия,тюльпан). Картофель,томат-помидор ,петунья,дикий паслен,душистый табак. Горох Бобы.Клевер,люпин-кормовые травы. Яблоня,груша,вишня,малина,шиповник,садовая земляника.Особенности размножения яблони,малины,земляники.Созревание плодов и ягод садовых растений,их уборка и использование. Подсолнечник.Ноготки,бархатцы-однолетние цветочные растения.Маргаритка-двулетнее растение.Георгин-многолетнее растение.Особенности внешнего строения этих растений.Агротехника выращивания.Использование человеком.

Лабораторная работа№6-7.

1.Строение луковицы.

2.Строение клубня картофеля.

Практические работы с комнатными растениями (1ч).

Практическая работа №2.

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Итого 17ч

 

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Оценки ставятся на основе требований для примерной оценки и контроля знаний учеников с учетом их возможностей.

«5» или  «отлично»-уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:отсутствие ошибок, как по текущему,так и по предыдущему учебному материалу,не более 1 недочета,логичность и полнота изложения

«4» или «хорошо»-уровень выполнения требований выше удовлетворительного;использование доп.мат-ла,полнота и логичность раскрытия вопроса,самостоятельность суждений,отражение своего отношения к предмету обсуждения.Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу,незначительные нарушения логики изложения материала,использование нерациональных приемов решения учебной задачи,отдельные неточности в изложении мат-ла

«3» или «удовлетворительно»-минимальный уровень выполнения требований,предъявляемый к конкретной работе,не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему мат-лу,не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному уч.мат-лу,нарушения логики изложения мат-ла,неполнота раскрытия вопроса

 

 

Материально-технического обеспечения образовательного процесса.

УМК:

Образовательная программа

Рабочая программа разработана по курсу «Биология. Растения, грибы, бактерии» в 7 классе и составлена на основе специальной образовательной программы для коррекционных образовательных классов 8 вида, допущенной Минобразования РФ.

   Автор программы - В.В. Воронкова. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2001 г..

Учебник

 «Биология. Растения. Грибы. Бактерии.» 7класс: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Авторы учебника: Н.В.Королева, Е.В.Макаревич,  М, гуманитарный издательский центр, ВЛАДОС, 20013

Учебно-методическое пособие для учителя

  1. «Биология. Растения. Грибы. Бактерии.» 7класс: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Авторы учебника: Н.В.Королева, Е.В.Макаревич, М, гуманитарный издательский центр, ВЛАДОС, 2008
  2. Биология Энциклопедия для детей. - М. : Авангард +, 1994
  3. Энциклопедия для детей. Биология. /под ред. М. Д. Аксенова.-

    М.:  Аванта +,2001

Наглядные пособия для учащихся

Таблицы по курсу, коллекции животных по курсу 1.ЦОР- 1С Биология.

 

Оборудование и приборы: световой микроскоп; микропрепараты: растительная, животная клетка; гербарий растений.

 

 

Список литературы

 

 Программы для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В., 2011 год.

Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс З. А. Клепинина. – М.: просвещение, 2011 год.

 

Биология в таблицах. 6-11 классы./ А.И. Никишов, Р. А. Петросова, В.С. Рохлов, А. В. Теремов – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: «Илекса»,1998.

Биология в таблицах, схемах, рисунках./ С.С. Акимов, А.Х. Ахмалишева, А.В. Хренов. – М.: « Лист», 1996.

 

Календарно-тематическое планирование

В преподавание курса используется учебно-методический комплект.

Биология.Растения.Бактерии.Грибы.Учебник для 7 класса специальных (коррекционных)  образоват ельных учреждений 8 вида. Автор Королева Н.В., Макаревич Е.В.,.Москва:гуманитарный издательский центр ,ВЛАДОС,2016г.

 

 

Дата

№

Тема урока

Кол. Час.

Домашнее задание

Введение (1 часа)

 

1

 

Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями.

1

 

с.5-10

Общее знакомство с цветковыми растениями (2 ч).

 

2

Экскурсия «Ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян»

1

С.12-15

 

3

Внешнее строение цветкового растения.     Лабораторная работа №1« Органы цветкового растения». Лабораторная работа №2«Части цветка».

1

с. 17-20

Цветение и плодоношение растений. (1 ч).

 

3

Цветение и плодоношение растений. Лабораторные работы №-3 «Разнообразие плодов и семян».

1

с.23-27

Семена растений (2 ч).

 

4

Внешний вид и строение семени двудольных и однодольных растений.Лабораторная работа №4 «Строение семени фасоли и пшеницы».

1

с. 43-45

 

5

Условия прорастания семян. Практическая работа №1 «Определение всхожести семян.»

1

с.47-52

Корни и корневые системы (1 час).

 

6

Виды корней. Корневые системы. Значение корней.

1

с. 60-63

 

 

Лист (1 час).

 

 

 

7

Внешнее строение листа. Значение листьев в жизни растения 

1

с. 67-70, зап. в тетр.

 

 

Стебель (1час).

 

 

 

8

Строение и значение стебля.

1

с. 95-99

Растение-целостный организм (1 час).

 

 

9

Растение целостный организм.

1

с. 107-108

Многообразие бактерий и грибов (2 час)

 

10

Бактерии, их строение, размножение и значение.

 

с.111-113

 

11

Грибы, их строение, разнообразие, значение.

 

с.117-120

 

 

Растения (2 ч )

 

 

 

12

Деление растений на группы. Мхи, общая характеристика. Папоротники.

1

с. 124-126, с.130-132

 

 

13

Голосеменные и Покрытосеменные..

1

Записи в тетради.

 

 

Однодольные и двудольные растения (2ч)

 

 

 

14

 

 Класс. Однодольные. семейство Злаки. Зерновые хлебные злаки.

2

с.145-148

 

15

 Класс Двудольные .Семейство Пасленовые и  Лилейные. Лабораторная работа№5

Строение луковицы. Лабораторная работа№6

Строение клубня картофеля.

 

1

с. 163-165,

 

 

Практические работы с комнатными растениями (1 ч)

 

 

 

17

Практическая работа №2.

Перевалка и пересадка комнатных растений.

 

С.195-198

 

 

Итого

17 ч.

 

 

Все права защищены 2016-2025