Программа формирования УУД – реперный концепт
1.Введение
В широком значении термин«универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2, 6].
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- познавательные и учебныемотивы,
- учебнуюцель,
- учебнуюзадачу,
- учебныедействия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивается усвоением учебного содержания и формированием психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании, на применение которого явным образом ориентируют требования ФГОС, осуществляется в ходе решения следующих задач:
- определения основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
- построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях;
- определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
- выделения возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
- определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
- разработки системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Свойства действий, подлежащие оценке, включают (Гальперин П.Я., 2002):
- уровень (форму) выполнения действия;
- полноту (развернутость);
- разумность;
- сознательность (осознанность);
- обобщенность;
- критичность и освоенность.
2.Описание ценностных ориентиров
В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, предъявляемых к человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского. В контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода «идеальная форма», задающая норматив социально желаемых характеристик личности, проектирует установки, определяющие основные задачи и направления развития системы образования:
- приобщение нового поколения детей подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;
- формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
- понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества;
- активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;
- готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;
- уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности, личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;
- принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;
- содействие росту конкурентноспособности и процветанию российского гражданского общества;
- овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;
- уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.
Основываясь на перечисленных выше положениях, можно сформулировать ценностные ориентиры, конкретизирующие общие установки образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе
- формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;
- осознание и принятие роли гражданина своей страны со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;
- осознание и принятие ценностей демократического строя;
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- умения и желания брать на себя инициативу и нести ответственность за конструктивное разрешение любых жизненных коллизий;
- осознания собственной реальной роли в любом сообществе, социальной или профессиональной группе и направления усилий на эффективность и бесконфликтность ее существования;
- понимание относительности и принятие существования без антагонизма диаметрально противоположных точек зрения на событие, действие, пути решения проблемы;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма
- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива;
- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести, сопричастности - как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- принятие общественных эстетических и этических норм;
развитие умения учиться
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (постановке целей, планированию, контролю, оценке, выбору средств и форм);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям (в том числе руководящего плана), принятию ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
3.Условия реализации
Основным условием реализации программы является готовность учителя к использованию УУД, включающая в себя:
- владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;
- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
- способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая:
- выделение объективных условий правильного выполнения УУД,
- планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности);
- подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.
4.Описание преемственности программ формирования универсальных учебных действий на различных ступенях
Программа формирования УУД для обеспечения преемственности программ разных ступеней создана при соблюдении следующих принципов:
Действия, являющиеся возможными к обучению на предыдущей ступени, становятся обязательными на следующей. Тем самым обеспечивается перекрытие программ разных ступеней и безболезненное вхождение учащихся на новую ступень. Фактически ученику не должна быть заметна эта стыковка уровней, поскольку с его позиции изученные темы уходят из зоны ближайшего развития, а их место занимают темы из зоны перспективного развития.
Программа представляет собой единое целое с концептуальных позиций. Триада «цель – инструмент – алгоритм», заменяющая стандартные ЗУНы в компетентностной транскрипции образовательного процесса, по мере продвижения по учебной лестнице переносится из зоны ответственности учителя в зону ответственности ученика (см. рис. 1). Тем самым обеспечивается процесс перехода от образовательной ситуации к ситуации развивающего самообразования.
В основе организационной модели программы лежит антропологическая парадигма (В.И. Слободчиков) как ориентация на человеческую реальность во всех её духовно-душевно-телесных и временных измерениях; выступающая как поиск средств и условий становления полного человека; человека - как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности.
С точки зрения педагогической технологии в программу заложен единый подход на основе парадигмы критического мышления. Таким образом, не возникает разрыва между ступенями в спектре применяемых педагогических средств. Их постепенное изменение следует в фарватере психологических особенностей формирования и становления личности ребенка, обеспечивая антропологическое соответствие предъявляемых целей реальным возможностям обучаемых.
5.Характеристики УУД
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
В качестве структурообразующей парадигмы используется подход, принятый в личностно-ориентированном развивающем образовании (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская), которое ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности на основе усваиваемых научных понятий. Согласование социально-заданного и личностно значимого индивидуального опыта познания происходит в образовательной ситуации взаимодействия учителя и ученика, которая строится по модели сбалансированных инициатив взрослого и ребенка, как равноправных партнеров. Переход учащегося к самообучению и саморазвитию обеспечивается за счет преобразования педагогической учебной ситуации в проблемную, а затем в собственно образовательную учебную ситуацию. Учащийся овладевает навыками самостоятельной организации, рефлексии и оценки своей деятельности в соответствии с индивидуальной программой развития. Переход от одного вида учебных ситуаций к другому сообразуется с возрастными особенностями учащихся. В начальной школе реализуются педагогические учебные ситуации, в основной школе проблемные ситуации, требующие проявления познавательной активности и творчества самих учащихся, в старшей школе образовательные, предполагающие осуществление учащимся сознательного самостоятельного выбора содержания образования и форм учебного сотрудничества.
В качестве технологической парадигмы, преобразующей положения личностно-ориентированного развивающего образования в педагогические технологии, методы и приемы принята концепция критического мышления, вошедшая в рамочную технологию Юнеско и ставшую основой целого ряда педагогических и когнитивных технологий: метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова [4], технология ТРИЗ, технология самообразования [3], кейс-технология, образовательная идеология Пайперта, ассоциативные мнемонические карты. Это позволяет не ограничивать личные предпочтения учителя при соблюдении единства методической канвы школьного образовательного процесса. Немаловажным полагаем и многократно проверенную результативность концепции. Ее полное соответствие требованиям, предъявляемым ФГОС к образовательному процессу нового поколения [2].
Обе концепции имеют в школе глубокие корни. Личностно-ориентированное образование не первый год развивается в канве динамических и профильных групп, сбалансированность инициатив взрослого и ребенка строится на основе конструктивного диалога в процессе становления детско-взрослой общности. Технологии критического мышления применяются некоторыми учителями и позволят без лишнего напряжения и ломки учительского сознания организовать преобразование педагогической учебной ситуации в проблемную, а затем в собственно образовательную учебную ситуацию для перехода учащегося к самообучению и саморазвитию. Возрастные особенности и периодизация образования отражены в трех основных ступенях образовательной программы школы.
По мере продвижение по ступеням образования номенклатура УУД неизбежно уменьшается, а их глубина и специфичность – увеличиваются. Таким образом, объем необходимых к усвоению действий остается практически неизменным. Часть учебных действий не укладываются в рамки одной ступени по психологическим особенностям личностного роста учащихся. В этом случае стандартная цепочка освоения УУД «предметные – речевые – умственные» растягивается, а действие повторяется на более зрелой ступени для прохождения недостающих частей.