• Главная
  • Портфолио
    • Общие сведения
    • Достижения
    • Методическая работа
    • Педагогическая деятельность
    • курсы ИУУ Формирование УУД
  • Методическая копилка
    • Календарно-тематическое планирование
    • Рабочая программа
    • Подготовка к ЕГЭ
    • Подготовка к ОГЭ
    • Внеурочная работа
    • Презентации
  • Внеклассная работа
    • Синичкин день
    • Материалы к проведению 9 мая
  • Классное руководство
    • Классные часы
    • Родительские собрания
  • Для обучающихся
    • ЕГЭ
    • ОГЭ
    • К уроку
  • Фотогаллерея
  1. курсы ИУУ Формирование УУД

  2. Развитие УУД
  3. Виды УУД
  4. Деятельность учащихся
  5. Кодификатор УУД
  6. Комбинированный урок
  7. Преемственность
  8. Формирование УУД
  9. Проектирование урока
  10. Требования к уроку
  11. УУД задачи
  12. УУД в основной школе
 

Программа формирования УУД – реперный концепт

1.Введение

В широком значении термин«универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2, 6].

Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебныемотивы,
  • учебнуюцель,
  • учебнуюзадачу,
  • учебныедействия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивается усвоением учебного содержания и формированием психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании, на применение которого явным образом ориентируют требования ФГОС, осуществляется в ходе решения следующих задач:

  • определения основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
  • построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях;
  • определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
  • выделения возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
  • определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
  • разработки системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают (Гальперин П.Я., 2002):

  • уровень (форму) выполнения действия;
  • полноту (развернутость);
  • разумность;
  • сознательность (осознанность);
  • обобщенность;
  • критичность и освоенность.

2.Описание ценностных ориентиров

В каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности (М. Вебер), отражающие набор ценностных нормативных характеристик, предъявляемых к человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, направленного на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представителя гражданского общества.

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского. В контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода «идеальная форма», задающая норматив социально желаемых характеристик личности, проектирует установки, определяющие основные задачи и направления развития системы образования:

  • приобщение нового поколения детей подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;
  • формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
  • понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества;
  • активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;
  • готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;
  • уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности, личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;
  • принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;
  • содействие росту конкурентноспособности и процветанию российского гражданского общества;
  • овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;
  • уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.

Основываясь на перечисленных выше положениях, можно сформулировать ценностные ориентиры, конкретизирующие общие установки образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе

  • формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;
  • осознание и принятие роли гражданина своей страны со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;
  • осознание и принятие ценностей демократического строя;

формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • умения и желания брать на себя инициативу и нести ответственность за конструктивное разрешение любых жизненных коллизий;
  • осознания собственной реальной роли в любом сообществе, социальной или профессиональной группе и направления усилий на эффективность и бесконфликтность ее существования;
  • понимание относительности и принятие существования без антагонизма диаметрально противоположных точек зрения на событие, действие, пути решения проблемы;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести, сопричастности - как регуляторов морального поведения;
  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • принятие общественных эстетических и этических норм;

развитие умения учиться

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (постановке целей, планированию, контролю, оценке, выбору средств и форм);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям (в том числе руководящего плана), принятию ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

3.Условия реализации

Основным условием реализации программы является готовность учителя к использованию УУД, включающая в себя:

  • владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;
  • умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
  • способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая:
    • выделение объективных условий правильного выполнения УУД,
    • планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности);
    • подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления.

4.Описание преемственности программ формирования универсальных учебных действий на различных ступенях

Программа формирования УУД для обеспечения преемственности программ разных ступеней создана при соблюдении следующих принципов:

Действия, являющиеся возможными к обучению на предыдущей ступени, становятся обязательными на следующей. Тем самым обеспечивается перекрытие программ разных ступеней и безболезненное вхождение учащихся на новую ступень. Фактически ученику не должна быть заметна эта стыковка уровней, поскольку с его позиции изученные темы уходят из зоны ближайшего развития, а их место занимают темы из зоны перспективного развития.

Программа представляет собой единое целое с концептуальных позиций. Триада «цель – инструмент – алгоритм», заменяющая стандартные ЗУНы в компетентностной транскрипции образовательного процесса, по мере продвижения по учебной лестнице переносится из зоны ответственности учителя в зону ответственности ученика (см. рис. 1). Тем самым обеспечивается процесс перехода от образовательной ситуации к ситуации развивающего самообразования.

В основе организационной модели программы лежит антропологическая парадигма (В.И. Слободчиков) как ориентация на человеческую реальность во всех её духовно-душевно-телесных и временных измерениях; выступающая как поиск средств и условий становления полного человека; человека - как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности.

С точки зрения педагогической технологии в программу заложен единый подход на основе парадигмы критического мышления. Таким образом, не возникает разрыва между ступенями в спектре применяемых педагогических средств. Их постепенное изменение следует в фарватере психологических особенностей формирования и становления личности ребенка, обеспечивая антропологическое соответствие предъявляемых целей реальным возможностям обучаемых.

5.Характеристики УУД

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

В качестве структурообразующей парадигмы используется подход, принятый в личностно-ориентированном развивающем образовании (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская), которое ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. Особое внимание уделяется интеграции уникального и неповторимого субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его реальной жизнедеятельности на основе усваиваемых научных понятий. Согласование социально-заданного и личностно значимого индивидуального опыта познания происходит в образовательной ситуации взаимодействия учителя и ученика, которая строится по модели сбалансированных инициатив взрослого и ребенка, как равноправных партнеров. Переход учащегося к самообучению и саморазвитию обеспечивается за счет преобразования педагогической учебной ситуации в проблемную, а затем в собственно образовательную учебную ситуацию. Учащийся овладевает навыками самостоятельной организации, рефлексии и оценки своей деятельности в соответствии с индивидуальной программой развития. Переход от одного вида учебных ситуаций к другому сообразуется с возрастными особенностями учащихся. В начальной школе реализуются педагогические учебные ситуации, в основной школе проблемные ситуации, требующие проявления познавательной активности и творчества самих учащихся, в старшей школе образовательные, предполагающие осуществление учащимся сознательного самостоятельного выбора содержания образования и форм учебного сотрудничества.

В качестве технологической парадигмы, преобразующей положения личностно-ориентированного развивающего образования в педагогические технологии, методы и приемы принята концепция критического мышления, вошедшая в рамочную технологию Юнеско и ставшую основой целого ряда педагогических и когнитивных технологий: метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова [4], технология ТРИЗ, технология самообразования [3], кейс-технология, образовательная идеология Пайперта, ассоциативные мнемонические карты. Это позволяет не ограничивать личные предпочтения учителя при соблюдении единства методической канвы школьного образовательного процесса. Немаловажным полагаем и многократно проверенную результативность концепции. Ее полное соответствие требованиям, предъявляемым ФГОС к образовательному процессу нового поколения [2].

Обе концепции имеют в школе глубокие корни. Личностно-ориентированное образование не первый год развивается в канве динамических и профильных групп, сбалансированность инициатив взрослого и ребенка строится на основе конструктивного диалога в процессе становления детско-взрослой общности. Технологии критического мышления применяются некоторыми учителями и позволят без лишнего напряжения и ломки учительского сознания организовать преобразование педагогической учебной ситуации в проблемную, а затем в собственно образовательную учебную ситуацию для перехода учащегося к самообучению и саморазвитию. Возрастные особенности и периодизация образования отражены в трех основных ступенях образовательной программы школы.

По мере продвижение по ступеням образования номенклатура УУД неизбежно уменьшается, а их глубина и специфичность – увеличиваются. Таким образом, объем необходимых к усвоению действий остается практически неизменным. Часть учебных действий не укладываются в рамки одной ступени по психологическим особенностям личностного роста учащихся. В этом случае стандартная цепочка освоения УУД «предметные – речевые – умственные» растягивается, а действие повторяется на более зрелой ступени для прохождения недостающих частей.

Формирование УУД

Все права защищены 2016-2025